среда, 28 ноября 2012 г.

Самые лучшие детские книжки на немецком от 0 до 4-х(больше для мальчика)



У себя в журнале я уже показывала, по просьбе читателей, книги своего сына, которому в прошлом месяце исполнилось 3 года.
Сразу оговорюсь, что качеством исполнения иллюстраций, композицией и цветами многих книг сына я не совсем довольна. Но к книгам моего ребёнка у меня, помимо эстетических требований, есть ещё целый ряд других, которых нет к тем книгам с картинками, которые я сама собираю. Хочется надеяться, что этот постинг даст пищу для размышления отличным художникам, которые раздумывают над тем, какую бы детскую книгу создать, т.к. в области книг для самых маленьких хороших книг с красивыми картинками достаточно мало, а значит есть где развернуться! Если хотя бы книги с картинками-мельтишилками нарисовал кто-то из старательных иллюстраторов со своим неповторимым почерком - цены бы не было таким книгам.

1. Книги должны давать возможность ребёнку самому читать.
Да, Вам не привиделось: именно читать самому. Дети умеют читать уже с того момента, как могут фокусировать зрение. Читают они картинками, образами. Искренне радуются, когда понимают, что уже узнают предметы в книгах, и с огромным энтузиазмом рассказывают, что видят на картинках, когда уже умеют говорить.

Сейчас, когда моему сыну уже 3, мы читаем с ним по очереди: я зачитываю строчку и прошу его показать, где это на картинке (к вопросу о том, стоит или нет дословно отображать текст). Также я прошу его рассказать, что он нашёл там ещё и, если в иллюстрации отображено что-то дополнительно, чего нет в тексте, прошу назвать всё, что он видит. Когда детка ещё не умел говорить, я зачитывала ему и рассказывала, что на картинках и просила показать пальчиком.

2. Книги должны прививать ребёнку хороший вкус.
Большинство развивающих книг для ребёнка не отвечают моим эстетическим требованиям. Тут меня спасает коллекция моих собственных книг с картинками. Дополнительно к его пёстрым книжечкам я стараюсь показывать такие, в которых присутствуют красивые, гармоничные сочетания цветов и необычные композиции. Чтобы ребёнок мотал на ус, что и такое есть.

3. Книги должны помочь ребёнку обращать внимание на детали.

3. Книги должны развивать ребёнка и учить, а местами даже развивать мелкую моторику.

4. Книги должны развлекать ребёнка и быть настоящей альтернативой играм, т.е. восприниматься как нечто приятное, а не нагрузочно-обязательное и невкусное.

5. Книги должны быть настолько любимы, чтобы ребёнок всегда вспоминал про них, мог пофантазировать или сопоставить с реальностью. (К вопросу о том, нужны ли детям книги с рисунками из реальной жизни, а не домиков в деревне, к примеру, довоенной России.)

В одной из книг с советами родителям я вычитала, что самый лучший способ для ребёнка полюбить книги - видеть родителей, которые сами увлечённо читают. Такие примеры у него постоянно перед глазами и, казалось бы, проблем быть не должно. Но по себе я знаю, что это не гарантия: мой папа всю жизнь не выпускал газету из рук, а я до сих пор не читаю газет, если только не сижу в самолёте. Поэтому лучше прививать любовь к чтению самыми разными путями.

Требований к книгам ребёнка у меня, как можно заметить, много. Про требования к содержанию вообще отдельный постинг написать можно, поэтому я воздержусь. Но пока нет ни одной такой книги, которая бы объединила в себе все те качества, что я перечислила. Поэтому берём разнообразием. Развивающие книги читаются и рассматриваются нами в перемешку с теми, которые я считаю красивыми и интересными. Некоторые мои он по-настоящему любит, и это не может не радовать.

Начну с его самых ранних книг и продолжу уже актуальными.

1. Monika Neubacher-Fesser: ministeps®. Meine Sachen. (первая снизу слева)





Вообще-то больше всего в этой книге ребёнок любил зеркальце и углы, которые можно было грызть (их пришлось потом даже обрезать). Нарисованные же там предметы стали его интересовать уже позже, где-то с годика.

Зато вот эта книга была хитом:
2. Irmgard Eberhard Ravensburger ministeps - Fühl mal!



3. Meine Lieblingstiere

Идеальная книжка для изучения животных для мелких карапузов. Заодно сразу можно выучить, как делает киска, а как делает собачка, а как хрюшка. Приятно в этой книге то, что она очень добротно сделана. Она столько раз падала, кувыркалась, летала и оказывалась во рту, но осталась практически без повреждений.



4. Wo mag nur meine Katze sein?

В этой книжке-малышке мальчик ищет свою кошку и знакомит детей со всем семейством кошачьих :-) Благодаря ей ребёнок знает, как выглядит рысь, а как лев или гепард.


5. Stoffbuch Blätterhäuschen (На первом фото под катом та, что посредине.)

Эту книгу можно было тянуть ребёнку в рот без того, чтобы съедались края. В ней каждый листик шелестит, каждая страничка двигается и крутится, и при этом всё такое яркое и красивое. Этой книгой мы развлекали карапуза в ресторанах, пока ждали заказа, и конечно же дома, когда хотелось пару минут вытянуть ноги на диване - ребёнок был занят по уши :-)

Правда цены на книги и игрушки от HABA очень кусаются, но вещи и детская радость того стоят. В книге "Домик под листьями" кошка и мышка, которых можно надевать на пальцы и играть с деткой, подыскивают для себя новое жильё.







Из той же серии у HABA есть книжечки подешевле про гусеницу Раю (HABA 1034 - Stoffbuch - Räupchen Raja) и про четвероногих друзей (Stoffbuch Tierfreunde, Stoffbilderbuch)

6. Книга от издательства Ravensburger: Кто прячется на крестьянском подворье

До 2-х лет это была одна из любимых книг моего сына. Любимее к этому возрасту были только 2 следующие по списку.



В этой книге мама кошка ищёт своих котят. Текст написан в стихах. Нужно открывать самые разные дверки, чтобы посмотреть, кто там прячется, и нет ли там котёнка. Читали мы её по десять раз кряду.



Сейчас у нас машинки вытеснили всех котят, но эту книжку всё равно нет-нет, да приносит, чтобы мы почитали.

7. Hoppla, kleiner Käfer!

Стихи в этой книге были очень красивые, рисунки нежно-детские, к тому же книга была с настоящими функционирующими колёсами! В стихах можно было научить ребёнка цветам и счёту до 5. У нас не получилось к тому возрасту, но книга всё равно была любимой. Была, потому что ребёнок её не выпускал из рук, и после многочисленных ремонтов и терзаний она всё-таки рассыпалась.

8. Ravensburger 04323 - ministeps - Entdecke die vielen Fahrzeuge
Здесь кошка по имени Минка бегает от одного места к другому, а дети смотрят, как выглядит самая разная техника, отгибают дверки и кармашики, заглядывают и рассказывают, что происходит, потому что Минка прячется то тут, то там.







9. Kleiner Eisbär hilf mir fliegen!


У этого автора уже целая серия книг про приключения белого медведя Ларса. Я один раз купила в магазине нормальную книгу, большого формата, а один раз не доглядела и купила через интернет вот такую плотную для маленьких. Но ребёнка это не смутило. Наоборот, на неё теперь можно ноги складывать, и мама не бурчит, чтобы сын не мял страницы. И ему нравится, что от книги к книге он узнаёт этого мишку, и что с ним постоянно происходит что-то новенькое.



10. Der kleine Eisbär und der Angsthase.





11. Loni und ihr Töpfchen
Эту книгу про девочку Лони и про то, как она училась ходить на горшок, я купила из педагогических соображений. Я боялась, что не пойдёт она у нас. А ребёнку очень нравится её читать, хотя желаемых результатов в своё время так и не последовало.







12. Toy Story 3. Das Buch zum Film
Эта книга у нас появилась совсем недавно. Ребёнку очень нравится фильм "Toy story" и первые две части уже засмотрены до дыр. На свой самый первый в жизни сеанс в кино ребёнок ходил в этом году в августе как раз на "Toy story 3". Книга написана очень плохо, поэтому приходится много импровизировать. Зато ребёнок целый час сидит и слушает, не отползая по своим делам в сторону! Книга достаточно большая для его возраста, но я рассматриваю её как альтернативу телевизору, возле которого не хочу оставлять ребёнка.


Читаем мы медленно с комментариями к картинкам и дополнительными историями к каждому сюжету. Поэтому одной этой книгой можно занять вечер после работы, хоть я и недовольна местами качеством иллюстраций и качеством текста.



13. На крестьянском подворье
Эту книгу я называю про себя сонной таблеткой. Она про сельское хозяйство с обилием самых разных тракторов, названия которых я до неё не знала, и кучкой всяких животных, но так мелко и так часто, что я начинаю засыпать и читаю ребёнку, зевая на каждом слове. Но ребёнок её очень любит! Поэтому я передаю ему бразды правления и просто спрашиваю, что он там видит, а что здесь, а что там пробежало или спряталось. Работает.




14. Aufladen - Abfahren: Zum Drehen, Schieben, Klappen
Одна из любимых на сегодняшний момент! Книга хоть и нарисована не в моём вкусе, но очень грамотно сделана. Ребёнку можно двигать кран, "включать" воду, чтобы помыть ковш экскаватора, завозить машины на большие грузовики, двигать контейнеры, рубить лес и т.д. и т.д.







Из этой серии у издательства есть ещё целый ряд похожих, например, про пожарных: Achtung! Feuerwehr!


15. Schnell nach Hause, Matti!
Про эту книгу я уже рассказывала и даже показывала целиком: посмотреть >>





16. Tatütata, was fährt denn da?
Эта книга хороша тем, что там нарисованы все машины, которые у нас шумят на улице: скорая, пожарная, полицейские. Нарисовано просто ужасно, и я не могу без слёз смотреть на эти каракули, но ребёнку нравится. Как повторять "Та-тю-та-та!", так и рассматривать, что там за авария, куда пожарные побежали, в какую больницу гражданку Вебер повезли и т.д.





17. Rat mal, wer das ist!
Эту книгу я читаю ребёнку с огромным удовольствием! Красивая, смешная и полезная. В прорезях на странице виднеется хвостик животного со следующего разворота. Детке нравится отгадывать, чей это. Особенно когда животные меняются в конце хвостами, и нужно определить, какой кому принадлежит.








18. Schlaf gut! Erste Gutenachtgeschichten
Книга немного странная. На каждой странице отдельная история, как зайчик Пауль чистит зубки, но в то же время пьёт на ночь молоко из бутылочки. Мой ребёнок каждый раз спрашивает, не младенец ли зайчик. Плюс все остальные истории: в детском саду, на площадке и т.д. внезапно завершаются словами: "Доброй ночи, малыши!" Это для родителей, чтобы они детей на сон грядущий гипнотизировали? Я импровизирую, и читаем мы её для того, чтобы ребёнок убедился, что ни ему одному нужно чистить зубки, проситься на горшок и спать - другим зайцам тоже. Детка внимательно слушает.





19. Immer der Nase nach
Эту книгу читаем по моему велению: про то, как нос ищет своё место в этом мире. Она очень красивая и смешная, но детка ещё не видит на картинке, где у носа прячутся глаза и рот на картинке. Т.е. ещё не видит оптических обманов и не может оценить всю прелесть задумки иллюстратора. Зато любит на каждом развороте пощупать нос. Я потом отдельным постом покажу её для любителей.





20. Monster, friss mich nicht!
Эту книгу мы тоже читаем по моему настоянию. Но детка сильно переживает за "хьюшку".





21. Ayano Imai: Chester
Честера мы начали читать по моему желанию, но ребёнок так полюбил и Честера и Кота в сапогах от Аяно Имаи, что у нас теперь даже на стене в его комнате висят картинки из этих книжек! (Я их отсканировала, распечатала и повесила в простые икеевские белые рамочки.) Правда сын и на собаку и на кошку Аяно говорит, что все они кошки и протестует, если я говорю, что Честер - это пёс, и поэтому его птицы к себе жить не пустили.





22. Paul geht schon aufs Klo
Я специально взяла ребёнку ещё одну книжку с мальчиком, который учится ходить на горшок, чтобы он себя мог с ним ассоциировать. В той же серии у издателя есть, кому нужно, такие книги как "Паулю больше не нужна соска" и "Пауль уже умеет чистить зубы".





23. (Brockhaus) Mein kleiner Brockhaus, Unterwegs
Маленькая энциклопедия в картинках для поездок. Мы уже неоднократно летали и ездили с ребёнком, он с радостью узнаёт стюардесс, самолёты, поезда и пр. В той же серии у издательства есть "Первые слова", "Животные", "Машины" и т.д.





24. Erstes Lernen: Wörter
Книга для изучения первых слов, цветов и геометрических фигур. В конце книги приводятся цифры, сопровождаемые яркими фруктами - для счёта, а также сгруппированные по цветам предметы и геометрические фигуры. Иллюстрации сделаны из настоящих фото, и ребёнок безошибочно распознаёт предметы, которые ещё и подписаны - удобно для тех родителей, которые точно не знают, как что-то называется на чужом языке.





25. Momos Wünsche
Эту книгу я купила для себя, т.к. для детей она мне показалась немного мрачноватой. Но ребёнок неожиданно оценил её, просит почитатать и с радостью слушает, рассматривает и просто в восторге от иллюстраций, точнее от многочисленных яичек и животных на них :-)
Про неё я уже писала и показывала целиком здесь: посмотреть >>







26. Alles, was fährt und fliegt: Mein großes Buch der Fahrzeuge
Это одна из тех книг, техника исполнения которых мне совсем не нравится. Но такие картинки-мельтишилки, где можно часами что-то рассматривать и выискивать - нравятся моему ребёнку. Текста там очень мало, поэтому рассказываем друг другу, что видим.

Приятное в ней то, что после каждого тематического разворота: стройка, деревня, лес и т.д. все траснпортные средства отображены без фона на белом листе и с надписями! Чтобы родители тоже знали, как что правильно называется. И это хорошо. Я хоть узнала, сколько разновидностей сельхозтехники существует и как называются виды полицейских или пожарных машин.







27. Оксана Гривина: Мучавка и великан
Пока ребёнок не понимает некоторых шуток вроде: "Я городская, а ты деревенский". Но в целом ему нравится разглядывать развороты, хоть и повторного чтения ребёнок не просит. Самый любимый разворот у него со львом. И очень, ну очень нравится ему дядин нос :-)





28. Der Stiefel-Kater
Вот она, вторая "кошка" Аяно Имаи, которую очень любит моя детка. Книгу я уже показывала здесь: посмотреть >>





29. Яснобор Мишарин и Игорь Куприн (иллюстратор): Однажды в зимнем городе
Очень трогательные стихи и красивые картинки. Одна из немногих русских книг, которые у меня есть на русском, и которую я с удовольствием показываю ребёнку.





30. Kater Paul auf dem Bauernhof
Хорошая штука, потому что ребёнку можно читать и одновременно увлекать собиранием пазлов. В конце книги есть ещё игра, но он пока слишком маленький для неё. К тому же прилагавшийся кубик и фигурка куда-то бесследно исчезли в дебрях детской комнаты :-) Вообще у него есть целая пачка книг именно с пазлами. С каждым разом он соображает быстрее и понимает лучше, на что обращать внимание, и что нарисовано на самих кусочках.







Как я уже писала в начале этого постинга, я очень надеюсь, что многие иллюстраторы вдруг поймут, что они могут лучше и красивее, и обогатят нас книгами, которые будут красивее и продуманнее, чем некоторые, показанные здесь. Может найдутся среди френдов издатели, которые оживятся и захотят издать для детей пару тройку развивающих книг хорошего качества на русском.

Мне же было бы интересно услышать Ваше мнение и Ваши советы и по поводу хороших и красивых развивающих книг для самых маленьких. И ещё мне бы очень хотелось и на русском читать своему ребёнку хорошие, красивые книги, которые пишут о реальных, современных вещах вокруг ребёнка, а не о умывальниках и зубных порошках довоенного времени.

Я убеждена, что ребёнку нужны в книгах не только сказки. Мы ездим с ним мыть машину в автомойке и стоим во время процесса за стеклянной дверью. Он видит, как туда сюда ездят щётки, пенится мыло, сушится машина, и его радости нет предела, когда такие вещи он вдруг узнаёт и на иллюстрациях в книгах! Столько радости, оживления и осмысления! И я точно знаю, что для него книги будут такой же жизненно необходимой и естественной составляющей, как носки, бутерброд и прочее.

Комментариев нет: